В виду участившихся случаев незаконных действий, совершаемых в отношении адвокатов, а также повысившегося в последнее время уровня репрессий в отношении профессионально с честью и совестью выполняющих свой долг представителей российской адвокатуры, их незаконного уголовного преследования по сфабрикованным уголовным делам, причиной которых является все чаще и чаще профессиональная деятельность и выполнение адвокатами своего долга, активное собирательство доказательств защиты и использование адвокатами всех предоставленных действующим законодательством средств защиты, что зачастую фабрикуется органами предварительного следствия в дела о якобы воспрепятствовании осуществлению правосудия, с целью защитить одни из основополагающих демократических принципов цивилизованного государства (состязательность в судебном процессе, право на защиту), предлагается внести на рассмотрение Парламента Российской Федерации следующие поправки в действующее законодательство:

1) В Уголовный кодекс РФ:

1.1) статью «Воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам», которая бы регламентировала:

часть 1- Воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в уголовном процессе, а равно оказанию физическим и юридическим лицам юридической помощи либо иное нарушение самостоятельности и независимости такой деятельности, если эти деяния причинили существенный вред правам, свободам или законным интересам человека и гражданина, правам или законным интересам юридических лиц, охраняемым законом интересам общества или государства;

часть 2- Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

часть 3- Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные: а) организованной группой; б) с применением насилия.

Санкции по предлагаемой норме должны быть аналогичными санкциям, установленным в действующем уголовном законе за преступления против правосудия и конституционного строя.

1.2) статью «Посягательство на жизнь адвоката или иного лица, осуществляющего защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина» — санкция нормы должна быть такой же как за аналогичное преступление в отношении судьи, дознавателя, следователя, сотрудника правоохранительного органа, общественного деятеля в действующем уголовном законодательстве.

2) В Уголовно-процессуальный кодекс РФ:
все уголовные дела, возбуждаемые в отношении адвокатов, отнести к подсудности суда присяжных в составе 8 (восьми) присяжных заседателей и председательствующего судьи краевого, областного суда, суда республики, суда города федерального значения и других приравненных к ним судов.

ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии с частью 3 ст. 123 Конституции РФ — Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Пункт «с» части 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека закрепляет за каждым обвиняемым в совершении уголовного преступления как минимум право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.

Специальный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (часть 1 ст. 18 ФЗ РФ) запрещает вмешательство в адвокатскую деятельность: «Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются».

Однако, ответственность за нарушение данной нормы законодательством не установлена, что придает ей декларативный характер, как и декларативна норма защиты адвоката государством.

Недавние события, связанные с незаконными действиями в отношении адвокатов, свидетельствуют о том, что уже самим адвокатам необходим специальный закон, который бы защищая их, гарантировал подзащитным и доверителям соблюдение права на защиту.

Правоохранительные органы, суды, прокуроры применяют все более изощренные методы для отстранения сильных и неугодных, а скорее неудобных, адвокатов от участия в сложных и зачастую, выглядящих, как сфабрикованные, уголовных делах, делах связанных с крупным бизнесом или высокопоставленными персонами, применяя к адвокатам недозволенные методы, в том числе связанные с задержаниями, возбуждением уголовных дел, арестами, лишением статуса и т.д.

Меньше чем за неделю российское адвокатское сообщество столкнулось с двумя серьезными вызовами. Сначала Тульский суд отказался допустить в процесс московского защитника Дмитрия Сотникова — мужчину выволокли из здания суда в наручниках и обвинили в попытке напасть на судью. Через несколько дней прямо в ходе процесса был задержан один из известных адвокатов в стране Дагир Хасавов — на следующий день его арестовали по обвинению в «попытке воспрепятствовать правосудию»; сам он заявил, что «нельзя воспрепятствовать тому, чего нет».

Это только два из множества вопиющих случаев нарушения прав адвокатов, которые стали предметом широкого обсуждения и достоянием общественности. *

Всего за последнее время преследованиям или грубым нарушениям профессиональных прав подверглись 11 адвокатов, а именно:

1. Михаил Беньяш
2. Михаил Зломнов
3. Дмитрий Сотников
4. Эмиль Курбединов
5. Максим Загорский
6. Андрей Маркин
7. Сергей Юрьев
8. Дагир Хасавов
9. Владимир Зубков
10. Ксения Кебайер
11. Андрей Зломнов

Два последних случая с адвокатами Дмитрием Сотниковым, которого судья не только не допустила к участию в деле, несмотря на наличие у него полномочий, но и, как утверждают открытые источники, приказала судебным приставам вывести его из суда; второй, адвокат Дагир Хасавов, арестованный по обвинению в, якобы, воспрепятствовании правосудию.

Вопиющий метод воспрепятствования адвокатской деятельности, это возбуждение уголовных дел в отношении адвокатов. Ярким примером тому является уголовное дело в отношении адвоката Дагира Хасавова, который выведен из дела бывших дагестанских чиновников в связи с уголовным преследованием в отношении его самого. Чего проще, когда полностью зависимый от следствия потерпевший или напуганный свидетель подписывают абсолютно надуманное заявление о том, что некие лица «от адвоката» угрожали, запугивали, предлагали. Все это закрепить рапортом некоего о/уполномоченного и вот вам состав. Уголовное дело, мера пресечения и — адвокат отстранен от участия в защите.

Расправа над адвокатом Сотниковым стала возможной только в связи с тем, что адвокат, как участник уголовного судопроизводства становиться защитником по усмотрению судьи, следователя или дознавателя, которым законодатель предоставил право допустить адвоката к участию в деле или нет. При этом, согласно ч. 4 ст. 49 УПК РФ, адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Но в этом случае, судья не рассмотрела вопрос о допуске адвоката к участию в деле (чего не требуется, см. ч. 4 ст. 49 УПК). Адвокат Сотников стал заложником настроения судьи, не соблюдавшей законодательство, что расценивается не иначе, как воспрепятствование законной деятельности адвоката, однако такой статьи в уголовном кодексе РФ не имеется. Хотя адвокат фигурирует в УК РФ, как лицо, осуществляющее правосудие (ст. 295, 296 УК РФ).

Такие случаи воспрепятствования законной деятельности адвоката возможны только в связи с недостаточным регулированием статуса адвоката в процессуальном законодательстве, а также полумерами формулировок УК РФ, которые не в состоянии защитить адвоката и его подзащитного.

Добиться уважения к адвокатскому сообществу можно только через сильную, независимую и защищенную адвокатуру. Пока в законодательстве и правоприменительной практике не будет эффективной защиты адвоката при осуществлении им своей профессиональной деятельности, как внутри сообщества, так и во всех органах и организациях, где адвокат ее осуществляет, последний не сможет квалифицированно и эффективно осуществлять свою адвокатскую деятельность, которая является значительной частью правосудия.

Конституция РФ, уголовно процессуальный закон, международные правовые акты, которые имеют приоритетное значение, первостепенное значение для отправления правосудия придают реализации права на защиту. В случаях воспрепятствования адвокатской деятельности о соблюдении принципа «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи <…>; Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения», не может быть и речи.*

Исходя из закрепленного в законе принципа независимости адвокатуры, а также принципов самоуправления и корпоративности адвокатского сообщества, необходимо внесение поправок в пробельное законодательство путем внесения в УК РФ новых составов преступления, а в УПК РФ — гарантии состязательного правосудия с участием присяжных заседателей по уголовным делам, возбужденным в отношении адвокатов.

Даже за воспрепятствование законной деятельности журналиста предусмотрена уголовная ответственность, а за воспрепятствование законной адвокатской деятельности — нет! Я уже не говорю о статусах и неприкосновенности судей и прокуроров, где мы, адвокаты, занимаем такое же место в участии в правосудии, как и они, однако мы бесправные по сравнению с ними! А все дело в чем?! В законе — а точнее в отсутствии предусмотренной в нем ответственности за незаконные преследования адвоката и реальных, а не иллюзорных, гарантий защиты адвоката !

Прошу и призываю всех неравнодушных поставить свою подпись под данной петицией, выразив гражданскую солидарность, с целью остановить репрессии против тех, кто защищает народ. 


* См.: И.Л. Трунов -д.ю.н., профессор, адвокат, Союз Адвокатов России: «Правосудие против адвоката. Современные вызовы российской адвокатуре»